Арт-терапия в работе с детьми и подростками
1. Особенности проведения индивидуальных и групповых арт-занятий с маленькими детьми (от 1 года до 5 лет).
2. Методы арт-терапии в решении различных детских проблем: детская ревность, детское воровство, детская нечестность, детские капризы, детская лень и др.
3. Будут рассмотрены подходы и методы работы с особенными детьми: с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; с детским аутизмом; с задержкой психического развития; с детьми с особыми потребностями: слабовидящими и слабослышащими детьми, с ДЦП и др.
4. Применение различных направлений арт-терапии для работы с детьми и подростками: рисунок, коллаж, лепка, песочная терапия (sandplay); сказкотерапия, музыкальная и танцевально-двигательная терапия, куклотерапия и драматерапия, работа с масками и гримом, фототерапия и кинотерапия, МАК и др.
5. Специфика составления арт-терапевтических коррекционных и развивающих программ для детей.
6. Формирование навыка разработки собственных арт-терапевтических упражнений для детей.
— сертификат Украинской ассоциации арт-терапевтов
Ведущая курса: Шпехт (Герасименко) Ольга Игоревна — практикующий психолог, психоаналитик, сертифицированный обучающий арт-терапевт, член правления Украинской ассоциации психоанализа, Президент Украинской ассоциации арт-терапевтов «ОО «УААТ», руководитель Международного учебного психологического центра «Golden Ratio».
Тематический план курса
1 модуль: Теоретические основы арт-терапии детей и подростков.
- Основные принципы арт-терапии детей.
- Особенности арт-терапии в работе с детьми разных возрастов и подростками.
- Психическое развитие ребенка. Фиксация и остановка в развитии. Факторы детской психопатологии.
- Арт-терапевтическая работа с проблематикой стадий психосексуального развития (оральной, анальной, эдипальной, пубертата): диагностика, решение задач каждой стадии, работа со страхами каждой стадии.
- Мишени для арт-терапевтической работы с детьми и подростками.
- Реальность и фантазия в психике ребенка. Особенности мышления и символизации у детей.
- Ознакомление с теориями детского развития: Ф. Дольто, Д.Винникотта, Дж.Боулби (привязанность).
- Различные модели арт-терапии с детьми: Э. Крамер, В. Оклендер, Дж.Алан и др.
- Возможности различных направлений арт-терапии для работы с детьми и подростками: рисунок, коллаж, лепка, песочная терапия (sandplay); сказкотерапия, МАК, музыкальная и танцевально-двигательная терапия, куклотерапия и драматерапия, работа с масками и гримом, фототерапия и кинотерапия и др.
2 модуль: Подробное изучение проективных рисуночных методик.
- Рисунок человека.
- Рисунок дерева (как метафора человека).
- Рисунок дома (по Франсуазе Дольто).
- Рисунок семьи в различных модификациях.
- Рисуночный тест Вартега.
- Рисуночный тест Сильвер.
- Рисуночный тест «Мать и дитя».
- Рисуночный тест «Звезды и волны».
3 модуль: Методы арт-терапии в решении различных детских проблем.
- Работа с образом Я, образом тела, схемой тела, с самооценкой и с самоуважением.
- Эмоциональные проблемы детей (тревожность, депрессия, страхи и фобии, гнев, вина, стыд).
- Поведенческие (детская ревность, детское воровство, детская нечестность, детские капризы, детская агрессия, детская лень, замкнутый ребенок, ПК-зависимость).
- Различные невротические проявления (заикание, тики, энурез, энкопрез, селективный мутизм).
- Психосоматические (аллергии, астма, пищевые нарушения и др.).
- Работа с проблемами в межличностных отношениях (с родителями, сиблингами, в школе и др.).
4 модуль: Диагностика и коррекция проблем детско-родительских отношений.
- Общая характеристика методов диагностики и коррекции детско-родительских отношений.
- Авторские арт-терапевтические методики диагностики детско-родительских отношений.
- Критерии оценки семейных рисунков.
- Арт-терапевтические методики для детей.
- Серия рисунков в детско-родительском консультировании.
- Групповой рисунок и другие интерактивные методы семейной арт-терапии.
- Работа с детьми, находящимися в семье в ситуации развода.
- Консультирование родителей как необходимая часть работы с детьми. Арт-терапевтические методики для родителей.
- Семейная медиация посредством искусства: творчество как средство гармонизации семейных отношений.
5 модуль: Методы арт-терапии в работе с актуальной травмой у детей.
- Работа с детьми в ситуации развода родителей.
- Работа с детьми из неблагополучных семей.
- Работа с детьми вынужденных переселенцев.
- Работа с горюющими детьми (потеря родителей, одного из родителей или другого родственника).
- Работа с детьми, перенесшими насилие (эмоциональное, физическое, сексуальное).
- Работа с детьми из детского дома.
6 модуль: Методы арт-терапии в работе с детьми с особыми потребностями.
- Арт-терапия с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
- Арт-терапия с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).
- Арт-терапия с детьми с детским аутизмом и синдромом Аспергера.
- Арт-терапия со слабовидящими и слабослышащими детьми, с ДЦП и другими физическими недостатками.
Место проведения: г. Киев, пер.Михайловский,4 (метро Майдан Независимости)