Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям.

Джон Медина, специалист по молекулярной биологии сформулировал 12 ключевых принципов работы мозга:

1. Работа мозга замедляется, когда вы сидите неподвижно

Физическая активность крайне важна для поддержания тела и ума в оптимальной форме. Пример этому демонстрирует известный американский эксперт в области фитнеса Джек Лаланн. Свой семидесятый день рождения он отметил, переплыв гавань Лонг Бич в Калифорнии. Во время заплыва он одновременно буксировал 70 лодок с людьми. Благодаря регулярным упражнениям и здоровому питанию этому человеку удалось сохранить необычайно острый ум и превосходное чувство юмора до глубокой старости.

“Потребность ребенка объяснить все, что его окружает, настолько сильна, что ученые ставят ее в один ряд с такими физиологическими потребностями взрослых, как голод, жажда и секс”.

Первобытные люди в поисках пищи проходили десятки километров в день, а их мозг был привычен к регулярной физической нагрузке. Поэтому если вы хотите максимально развить свой интеллект, необходимо больше двигаться. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, деградируют и умственно, и физически. Гимнастика поможет восстановить умственные способности даже тем, кто давно не выполнял никаких упражнений. Обычная получасовая прогулка несколько раз в неделю благотворно отразится на силе вашего интеллекта и снизит риск развития слабоумия в старости.

 “Ваш мозг, являющийся самым сложным на планете устройством для передачи информации, легко справляется с задачей по извлечению смысла из маленьких черных каракуль на куске отбеленной целлюлозы”.

Физические упражнения помогут и детям, испытывающим трудности с концентрацией внимания. Движение способствует насыщению крови кислородом и очищает организм от шлаков. Головному мозгу, на долю которого приходится 20% всей производимой организмом энергии, приток кислорода важен больше, чем поступление пищи и воды. Благодаря физическим упражнениям облегчается задача по обеспечению бесперебойной работы мозга. К сожалению, современные люди вынуждены много времени проводить сидя без движения. Если бы во время работы или учебы у них было больше возможностей заниматься физическими упражнениями, это положительно отразилось бы на их интеллекте, здоровье и работоспособности.

2. Мозг – инструмент для выживания

Первые представители человеческого рода не обладали большой физической силой, и выжить им помогли незаурядные умственные способности. Наш мозг состоит из трех отделов, в которых сконцентрированы умственные “инструменты” для выживания и обучения. Это “мозг рептилии”, отвечающий за основные инстинкты и рефлексы, “мозг млекопитающего” – за эмоциональные и познавательные функции, и кора больших полушарий – за высшую нервную деятельность. Люди обладают на редкость развитой способностью к адаптации. В ходе эволюции мощный интеллект позволял им приспосабливаться к любым изменениям климата и пищевого рациона, и в итоге человек превратился в доминирующий на планете вид животных. Человеческая память – это, по сути, информационная база данных, с которой работают мысленные “программы”, помогающие творчески решать проблемы. Когда вы ощущаете одобрение и поддержку со стороны окружающих, ваш интеллект показывает лучшее, на что он способен. Однако если вы чувствуете, что вам кто-то или что-то угрожает, то мыслительные способности слабеют, поскольку в опасной ситуации включается древний “мозг рептилии”, который отвечает за самосохранение.

“Чтобы совершить чудо извлечения смысла, мозг посылает электрические импульсы по километрам «проводов», состоящих из нейронов, которые настолько малы, что точка в конце этого предложения вместит несколько тысяч”.

3. Каждый мозг имеет уникальную структуру нейронных связей

Нервная клетка, или нейрон, по виду напоминает яичницу-глазунью. “Желток” содержит клеточное ядро, а вытянутые “щупальца” с огромной скоростью принимают и передают электрические импульсы. Именно эти клетки ответственны за процессы усвоения новой информации. Между нейронами мозга под воздействием культурного окружения человека и множества других факторов постоянно возникают новые связи. У музыканта эти связи возникают между совершенно иными группами нейронов, чем у пловца. Головной мозг ребенка растет вместе с его телом. Основная стадия развития мозга завершается после достижения 20-летнего возраста, однако в дальнейшем мозг претерпевает изменения еще несколько десятилетий. Ученые изучают природу интеллекта с давних времен, пытаясь понять, за какие функции отвечают те или иные участки мозга. Ряд современных исследователей считает, что у людей существует множество типов интеллекта. Одному человеку поразительно легко дается математика, а другой добивается больших успехов в спорте. Разные участки коры полушарий отвечают за усвоение разных сведений и навыков, поэтому сканограмма мозга одного человека будет отличаться от сканограммы другого, даже если эти люди – близнецы. По этой причине в основе образовательных программ должен лежать индивидуальный подход, учитывающий особенности устройства мозга учащихся.

“Процесс извлечения смысла протекает в мгновение ока или даже быстрее. Вы только что его проделали. Для этого вовсе не обязательно иметь хотя бы малейшее представление о том, как работает мозг”.

4. Острота внимания зависит от силы интереса

Когда мы читаем скучный текст, нам бывает очень трудно сосредоточиться на его смысле. Поэтому, выступая перед аудиторией, сразу постарайтесь пробудить у нее интерес к тому, о чем вы собрались говорить, чтобы вас внимательно выслушали. Попытка делать несколько дел одновременно, как правило, ведет к снижению эффективности работы и даже может быть опасна для жизни. Такой человек совершает на 50% больше ошибок и ему требуется для завершения работы на 50% больше времени, чем тому, кто занимается каждым делом по очереди. Как показали исследования, разговаривать по мобильному телефону за рулем автомобиля не менее опасно, чем управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

Из-за нейрохимических особенностей функционирования мозга люди намного лучше помнят эмоционально окрашенные ситуации, чем события, не вызвавшие сильных эмоций. При эмоциональной встряске мозг вырабатывает нейромедиатор дофамин, обостряющий внимание и создающий чувство удовольствия, и тогда воспоминания становятся более стойкими. В стрессовых ситуациях мозг не улавливает подробности происходящего, пытаясь сосредоточиться на общей картине. Поэтому когда вы кого-то обучаете, вначале перечисляйте главные мысли, а затем сообщайте детали в порядке возрастания их важности. Преподносите информацию 10-минутными порциями, делая между ними развлекательные паузы.

“Учебные заведения (и некоторые компании) нередко делают акцент на механическом заучивании определенного набора сведений. При этом игнорируется и даже подавляется естественная склонность людей к творческому осмыслению, заложенная в нас миллионами лет эволюции”.

5. Ассоциативные связи – основа кратковременной памяти

Информация, которую человек способен вспомнить в любой момент, хранится в кратковременной (или оперативной) памяти. Чтобы новые сведения запомнились на более длительный срок, их следует повторить несколько раз и ассоциировать с уже известной информацией. Меньше чем за месяц учащиеся забывают 90% изученного. Чтобы материал остался в памяти, его необходимо повторять через регулярные интервалы времени, установив ассоциативные связи между составляющими его блоками. Вспомнить бессвязный набор сведений гораздо сложнее, чем информацию, связанную по смыслу с уже известными фактами. По этой причине усвоение учащимися новых знаний пройдет успешнее, когда эти знания будут ассоциироваться с хорошо знакомыми примерами.

“Когда человек начинал долгий и неизведанный путь эволюционного развития, у него на спине было написано: «Съешь меня, я легкая добыча»”.

6. Повторение – основа долговременной памяти

Кратковременное запоминание информации облегчается, когда она подкреплена аудио- и видеоматериалами. А срок хранения информации в долговременной памяти увеличивается, когда человек несколько раз возвращается к ней для повторения. Воспоминания способны очень быстро тускнеть. Через несколько лет после события, память о котором была живой и яркой, мы с большим трудом можем припомнить подробности происшедшего. Как показывают исследования, когда забываются те или иные детали, мозг легко может создать ложные воспоминания, чтобы сохранить логическую связность сюжета. Этот феномен иногда ведет к искажению свидетельских показаний в ходе судебного разбирательства. Когда вы хотите что-либо надолго запомнить, отнеситесь к этой задаче серьезно. Если вы постоянно не выполняете домашние задания, то запомнить пройденный материал в ночь перед экзаменом у вас едва ли получится даже при всем желании. Усваивать новую информацию надо регулярно, часто, понемногу и с перерывами. Чтобы новое осталось в памяти надолго, необходимо сделать следующее.

  • Обдумать новую информацию в течение часа после ее получения.
  • Обсудить ее с другими людьми во всех подробностях.
  • Хорошо выспаться, а наутро освежить информацию в памяти, еще раз ее повторив.

7. Хороший сон – залог острого ума

Если человека лишить сна, его организм начнет давать сбои. Через несколько суток бессонницы начинают наблюдаться сильнейшая усталость, расстройство пищеварения, припадки раздражительности, ухудшение памяти, дезориентация в пространстве и, наконец, паранойя и галлюцинации. Примерно 80% времени, затраченного человеком на сон, его мозг на самом деле не отдыхает. Сканирование мозга во время сна выявляет в нем более сильную электрическую активность нейронов, чем во время бодрствования. Смена периодов сна и бодрствования подчиняется циркадным (суточным) ритмам. Предпочтительный режим сна для каждого человека определяется генетическими факторами. Любители вставать ранним утром (“жаворонки”) составляют около 10% населения, а еще 20% (“совы”) любят ложиться спать очень поздно. Циркадные ритмы всех остальных людей находятся между этими двумя крайностями.

“Поиск съедобных плодов в джунглях – детская забава в сравнении с задачей по управлению группой людей”.

Во второй половине дня мозг замедляет работу, однако непродолжительный сон вновь восстанавливает его активность. Подремав 45 минут, вы ускорите работу мозга на целых шесть часов. С другой стороны, учащиеся, которые недосыпают хотя бы по часу в день, рано или поздно сталкиваются с резким падением успеваемости. Недосыпание ухудшает внимание, настроение, способность принимать решения, кратковременную память, логику и математические навыки. С точки зрения физиологии сна работоспособность каждого человека будет максимальной, если график его работы станет соответствовать его циркадным ритмам, а занятия в школах должны начинаться как можно позже, поскольку подростки имеют естественную склонность к позднему пробуждению.

“Кажется, что наше тело настойчиво напоминает об активно двигавшихся африканских предках: даже самый незначительный кивок в сторону наших исторических корней вызывает радостный возглас узнавания”.

8. Хронический стресс – помеха для обучения

Легкий стресс улучшает способность усваивать новую информацию, однако хронический стресс наносит вред работе мозга и в некоторых случаях может приводить к “приобретенной беспомощности” – психологическому состоянию, в котором человек теряет всякую надежду и вообще отказывается напрягать мозг, чтобы решать проблемы.

В стрессовой ситуации человек первым делом инстинктивно думает о том, защищаться ему или убегать. Хронический стресс ухудшает способность оперировать числами и словами. Человек, находящийся в постоянном стрессе, испытывает сложности с учебой, ему трудно сосредоточиваться, запоминать информацию и решать задачи. Одна из разновидностей стресса наносит большой вред детской психике: в семьях, в которых родители постоянно ругаются друг с другом, дети с большим трудом учатся управлять своими эмоциями, они чаще прогуливают школу, а их успеваемость падает. Американский психолог Джон Готтман разработал программу “Счастливый дом для ребенка”, которая призвана обучить молодоженов навыкам общения в семье. Детей, рожденных участвующими в этой программе родителями, отличает более высокий уровень развития интеллекта, чем у детей, рожденных в конфликтных семьях.

“Даже у человека, большую часть жизни пролежавшего на диване перед телевизором, умственные способности вернутся в норму, когда он начнет заниматься гимнастикой”.

9. Для наилучшего результата должны быть задействованы все органы чувств

Чтобы облегчить процесс обучения, задействуйте в нем все органы чувств. Как известно, учебный материал запоминается лучше, если он подкреплен иллюстрациями. Чем больше источников информации для мозга, тем лучше она запоминается. Новые сведения надолго остаются в памяти, если мозг получает их в сопровождении других сенсорных данных – например, запахов или звуков. Именно по этой причине работникам кофеен Starbucks запрещено пользоваться парфюмерией, так как она может перебивать для клиентов аромат кофе.

“Учебный процесс в наших школах устроен так, что основная часть обучения происходит дома. Этот факт был бы забавным, если бы он не был столь печальным”.

10. Зрение – приоритетный источник информации для мозга

Изменив цвет вина в бокале, можно сбить с толку даже профессионального дегустатора, который проигнорирует вкус и аромат. Это один из примеров того, что зрение доминирует над остальными органами чувств. Обработка зрительных сигналов в мозге чрезвычайно сложна: если в зрительном поле возникают пробелы, то мозг старается самостоятельно их заполнить. Очень сложную умственную деятельность представляет собой чтение – мозг воспринимает каждую букву как отдельный визуальный сигнал.

11. На работу мозга человека влияет его пол

У мозга мужчины обнаружены некоторые анатомические и функциональные отличия от мозга женщины. Например, женщины синтезируют “гормон счастья” серотонин медленнее, чем мужчины. Представители разных полов по-разному реагируют на стрессовую ситуацию: попав в нее, женщины начинают проявлять повышенную заботу о других, а мужчины стремятся к изоляции.

“К сожалению, ученые, изучающие работу мозга, слишком редко общаются с педагогами и бизнесменами”.

12. Азарт исследователя облегчает обучение

Когда ребенок начинает делать первые шаги, он оказывается в роли ученого, изучающего реальность и выявляющего причинно-следственные связи разных явлений. Его ум старательно собирает информацию, которая поможет ему ориентироваться в окружающем мире. Когда человек взрослеет, его ум остается таким же подвижным – способность к обучению остается у него на всю жизнь.

 

По материалам книги Джона Медина

«Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям»

Джон Медина – руководитель Центра прикладных исследований мозга при Тихоокеанском университете Сиэтла, преподаватель факультета биоинженерии в медицинской школе при Вашингтонском университете.