Программа курса «Детская практическая психология»

Психология перинатального периода, детства и подросткового возраста   
Перинатальный период. Фазы перинатального развития ребенка. Критические периоды перинатального развития ребенка. Зарождение психики ребенка в перинатальном периоде. Влияние особенностей перинатального развития на дальнейшее психическое развитие. Альтернативные роды и типы отношения к ним. Влияние процесса рождения на психику ребенка.
Психическое развитие младенцев. Психологические особенности фазы новорожденности. Влияние дефицита общения на психическое развитие младенца. Материнская депривация.
Психологические особенности детей раннего возраста. Личностное и познавательное развитие. Билингвизм.
Психическое развитие дошкольников. Развитие личностной, познавательной и моральной сферы. Школьная зрелость дошкольников, ее содержание и составляющие. Правополушарные и левополушарные дети.
Психология младших школьников. Проблемы школьной дезадаптации и их коррекция. Основные составляющие реформы начальной школы. Альтернативные формы и виды школьного обучения.
Психология подросткового возраста. Психическое развитие подростков: развитие личностной, познавательной и моральной сферы. Развитие чувства взрослости. Становление «Я-образа». Подростковые акцентуации. Особенности общения в подростковом воздасте. Подростковый кризис. Профилактическая и коррекционная работа с трудными подростками: проблемы девиантного и делинквентного поведения подростков.
Психология родительства
Родительство как психологический феномен и его структурные компоненты (потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой, эмоциональный, поведенческий и оценочный компоненты).
Структура психологической готовности к материнству, отцовству.
Родительская любовь как психологический феномен. Составляющие родительской любви (биологическая (инстинктивная);  психологическая (эмоционально-чувственный и когнитивный компонент); социальная). Этапы развития материнской и отцовской любви. Основные отличия материнской и отцовской любви.
Факторы, депривирующие развитие и проявление материнской и отцовской любви.
Родительские чувства (родительская тревога, родительская вина, родительский стыд, родительское раздражение).
Родительское отношение. Типологии родительського отношения.
Родительские представления и установки. Родительские требования.
Стили дисгармоничного семейного воспитания (Э.Г. Эйдемиллер): потворствующая гиперпротекция; доминирующая гиперпротекция; повышенная моральная ответственность; эмоциональное отвержение; жестокое обращение).
Синдром хронической усталости и эмоциональное выгорание родителей (приемных родителей).
Социально-психологические аспекты усыновления (удочерения).
Психология материнства и отцовства
Материнство как психологический феномен.
Психологическая готовность к материнству, ее структура.
Психология беременной женщины.
Психогигиена беременной женщины.
Структура психологической готовности к родам.
Психологические аспекты грудного вскармливания.
Особенности взаимодействия будущей матери и ребенка.
Девиантное материнство.
Концепция «достаточно хорошей матери» Д. Винникота.
Система отношений мать-дитя. Теория привязанности Дж.Боулби. Материнская депривация. Госпитализм.
Отцовство как психологический феномен.
Психологическая готовность к отцовству.
Роль отца в воспитании и развитии ребёнка.
Пcихология детско-родительских отношений
Особенности детско-родительских отношений в различные возрастные периоды.
Реализация основных потребностей ребёнка в детско-родительских отношениях (Х. Кохут): потребность в «отражении» (быть принятым), потребность в идеализации родительского образа, потребность быть похожим на других.
Понятие здоровой привязанности. Психолого-педагогические проблемы развития детей, обусловленные нарушением здоровой привязанности к родителю.
Родительская позиция. Типологии родительских позиций (чрезмерно оберегающие родители; гиперсоциальная требовательная позиция, раздражительный; эмоционально лабильный родитель; авторитарный родитель; устранившийся, раздражительный родитель; отсутствие воспитания как такового; либеральный родитель; гипертрофированная родительская любовь; авторитетные родители; демократичные родители).
Противоречивые родительские послания и формирование жизненного сценария ребенка.
Кризис подросткового возраста. Как быть готовым? Вопросы взаимоотношений родителей со своим подростком.
Особенности детско-родительских отношений в неполной семье, многодетной семье, в алкогольных семьях, в семье с больным ребенком, в семье с конфликтующими родителями, в семье после развода.
Психодиагностика детско-родительских отношений
Общие подходы к диагностике психического развития детей, возрастные особенности.
Организация и проведения психодиагностики ребенка (младенчество, ранний, дошкольный, младший школьный возраст) и подростка.
Написание заключения по результатам психологического обследования.
Психодиагностический инструментарий.
Диагностика психологической готовности к школе.
Методы и методики диагностики детско-родительских отношений.
Диагностика особенностей восприятия и отношения ребенка к членам семьи.
Диагностика родительской позиции и типа семейного воспитания.
Психодиагностика психологического климата в семье и семейных отношений.
Наблюдение за произвольным взаимодействием ребенка с родителями (другими значимыми взрослыми) в ситуации психологического обследования.
Психологическое сопровождение детско-родительских отношений
Модели, технологии и формы психологического сопровождения родительства. Психологическое просвещение и консультирование родителей.
Формирование родительских компетенций в общении с ребенком.
Психологическая работа с семьей, ожидающей ребенка.
Психологическое сопровождение родительства после рождения ребенка (сопровождение естественного развития родительства; поддержка родителей в трудных, кризисных и экстремальных ситуациях; психологическое ориентирование процесса семейного воспитания).
Наиболее распространенные виды нарушений детско-родительских отношений.
Особенности консультативной работы психолога, направленной на преодоление нарушений детско-родительских отношений.
Техники работы с конфликтными отношениями между детьми и родителями.
Психологическое сопровождение ребенка и семьи в трудных жизненных ситуациях. Развод родителей.
Психологическое сопровождение семьи и отдельной личности в период жизненных кризисов.
Работа с родителями как неотъемлемый аспект в психотерапевтической работе с детьми и подростками. Роль семьи в психотерапии с детьми и подростками.
Индивидуальное консультирование родителей по наиболее типичным запросам. Разбор примеров из практики.
Введение в детскую практическую психологию
Основные понятия, принципы работы и направления деятельности детского практического психолога.
Принципы профессиональной этики к работе с детьми, подростками, родителями.
Обустройство детского кабинета. Особенности оформления зон рабочего кабинета.
Первичный прием, установление контакта. Техника первого собеседования с родителями.
Методы работы детского практического психолога (беседа, игровые методики, песочница, арт-методы, рисуночные и другие проективные методы, вопросы и типы вопросов и др.).
Отдельные вопросы детской психологии   
Что такое детская психологическая травма. В каких случаях, происходящее с ребенком, становится травмой.
Детские чувства (злость, страх, горе, стыд, тревога, радость, удивление).
Психология сиблинговых отношений. Отношения ревности и соперничества.
Особенности детей в семье в зависимости от очередности рождения.
Особенности родительского отношения к детям с разными сиблинговыми позициями.
Гиперактивные дети: виды гиперактивности и особенности развития. Аутичные дети. Дети с ограниченными возможностями. Усыновленные дети. Одаренные дети.