Как простой зрительный контакт с ребенком поможет сделать ваше общение более эффективным

По словам исследователей из Кембриджского университета, создание зрительного контакта с младенцем заставляет «мозговые волны» взрослых и младенцев «синхронизироваться» друг с другом, что, по всей вероятности, может способствовать общению и обучению.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 

Когда родитель и младенец взаимодействуют, могут синхронизироваться различные аспекты их поведения, в том числе их взгляды, эмоции и сердечный ритм, но мало что известно о том, синхронизируется ли их мозговая деятельность и каковы могут быть последствия этого.

Исследователи лаборатории Baby-LINC (обучение с помощью межличностного нейронного общения) в Кембриджском университете провели исследование с целью выяснить, могут ли младенцы синхронизировать свои мозговые волны со взрослыми, и может ли на это влиять зрительный контакт.

Команда исследовала диаграммы мозговых импульсов 36 младенцев (17 в первом эксперименте и 19 во втором), используя электроэнцефалографию, которая измеряет показатели электрической активности мозга посредством специальной шапочки из электродов, которую надевают на испытуемых.

Они сравнили активность головного мозга младенцев с мозговой активностью взрослого, который пел младенцу детские песенки.

В первом из двух экспериментов младенец смотрел видео взрослого человека, который пел детские песенки. Сначала, взрослый, диаграмма мозговых импульсов которого уже была записана, смотрел прямо на младенца. Затем он поворачивал голову, чтобы отвести взгляд, продолжая при этом петь песенки. И напоследок он отворачивался, но его глаза смотрели непосредственно на младенца.

Как и ожидалось, исследователи обнаружили, что мозговые волны младенцев были более синхронизированы с волнами взрослых, когда их взгляды встречались, по сравнению с тем, когда взрослые отводили взгляд.

Интересно, что наибольший эффект синхронизации наблюдался, когда голова взрослого была отвернута, но его глаза смотрели прямо на ребенка.

Исследователи говорят, что это может быть связано с тем, что такой взгляд кажется хорошо продуманным, и поэтому дает младенцу более сильный сигнал о том, что взрослый намерен с ним общаться.

Во втором эксперименте настоящий взрослый заменил видео. Он смотрел либо прямо на ребенка, либо отводил взгляд, напевая при этом детские песенки. Однако в этот раз его мозговые волны могли контролироваться вживую, чтобы увидеть, влияют ли мозговые импульсы младенца на мозговые импульсы взрослого, и наоборот.

На этот раз мозговая активность взрослого и младенца лучше синхронизировались друг с другом, когда устанавливался взаимный зрительный контакт. Это происходило даже при том, что взрослый всегда мог видеть младенца, а младенец с одинаковой заинтересованностью смотрел на взрослого, даже когда тот отворачивался.

Чтобы определить намерение младенца общаться, исследователь установил, сколько «вокализаций» младенец произвел экспериментатору. Как и предполагалось, младенец прилагал больше усилий к общению, производя больше «вокализаций», когда взрослый устанавливал с ним прямой зрительный контакт.

Доктор Виктория Леонг, ведущий автор исследования, отметила:

«Когда взрослый и малыш смотрят друг на друга, они дают понять о своей доступности и намерении общаться друг с другом.

Мы обнаружили, что головной мозг, как взрослого, так и младенца реагирует на сигнал взгляда, становясь более синхронизированным со своим партнером.

Этот механизм мог бы подготовить родителей и детей к общению, синхронизируя информацию о том, когда говорить, а когда слушать, что также могло бы сделать обучение более эффективным».

Источник: http://www.cam.ac.uk/research/news/eye-contact-with-your-baby-helps-synchronise-your-brainwaves

Перевод с английского — Н.Г.Суполкина,
специально для Института аналитических исследований
и современного образования.
07.03.2018