Почему нам так важен дух Рождества?

В предвкушении праздника, в трепетном ожидании радости, в надежде на чудо… Так в целом можно описать настроение декабрьско-январских дней. День Святого Николая, католическое и православное Рождество, Новый год и «старый» Новый год – вся эта вереница плавно переходящих друг в друга праздничных дней как будто переносит нас в другое измерение — в измерение чудес, волшебства, исполнения желаний, новых светлых ожиданий и надежд на счастье.

С неподдельным восторгом мы откликаемся на зов духа Рождества и попадаем в этот сладкий плен предпраздничной суеты, такой утомительной и, все же, такой приятной.

В чем же секрет этой нашей безудержности, самозабвения и неутомимости…? Каковы скрытые движущие силы, оживляющие это трепетное ощущение праздника и запускающие этот калейдоскоп ожиданий?

Рождественские праздники в сознании современного человека все больше и больше приобретают светское значение (а не религиозное), ассоциируясь с весельем, беззаботными днями, приятными сюрпризами и подарками, теплыми посиделками в кругу семьи и друзей, долгожданными каникулами и путешествиями.

Зимние праздники пробуждают в нас детство, с его магической верой в осуществление желаний. Становясь друг для друга в эти праздничные дни исполнителями грез (больших и маленьких, грандиозных и совсем незначительных), мы на какое-то мгновение возвращаем себе чувство «всемогущества», которое переполняло нас в раннем детстве (всемогущество мыслей и вера во всемогущество родителей). Дух Рождества как будто воскрешает в нас очень ранние детские переживания триумфа, связанные с ощущением себя всемогущественным центром бытия.

Этой логикой объясняется и культивирование традиции Деда Мороза (или Санта Клауса), вера в которого, по словам французского философа Жана Бодрийяра, является «рационализирующей выдумкой», позволяющей ребенку сохранить волшебную связь с родительскими (а именно материнскими) дарами, которая была у него в раннем детстве.

Вот почему эта волшебная связь вновь и вновь обретает силу, продолжая жить в верованиях в фигуры, которым приписывается могущество исполнять наши заветные желания. И совсем не удивительно, что становясь взрослыми (но в душе оставаясь детьми), мы продолжаем, как будто понарошку, но всерьез писать письма Деду Морозу, с упоением пересматривать фильмы о Санта Клаусе, обращаться с мыслями о сокровенном к Святому Николаю и по-особенному ждать чудес в те дни, когда в воздухе буквально витает дух Рождества.

Автор: Пилипенко Н.Г.