Как игра в детстве влияет на будущее ребенка?
15.01.2018
Ответ дали ученые Кембриджского университета. Исследователи, изучающие роль детской игры в развитии ребенка, доказали ее влияние на успешность, креативность и эмоциональное благополучие ребенка в будущем.
«Игра во всем своем богатом разнообразии является одним из самых высоких достижений человечества, – говорит доктор Дэвид Уайтбред, профессор педагогического факультета Кембриджского университета. – Она закладывает фундамент нашего развития как интеллектуальных, умеющих решать проблемы, эмоциональных взрослых и имеет решающее значение для нашего преуспевания в качестве легко адаптирующегося вида».
Подробно о том, какое значение имеет детская игра и почему она находится под угрозой в современном мире, читайте в нашем переводе статьи «Play`s the thing» http://www.cam.ac.uk/research/features/plays-the-thing.
в развитии ребенка.
Кубик за кубиком, шестилетняя Элис строит волшебное королевство. Представляя себе сказочные башни и огнедышащих драконов, злых волшебников и галантных кавалеров, она создает очаровательный мир. Хотя она и не осознает этого, но эти фантазии будут иметь важные последствия в её взрослой жизни: они помогают ей сделать первые шаги к ее способности к абстрактному мышлению и творчеству.
Несколько минут спустя Элис прекратила строить королевство и вместо этого начала бороться со своим братом – или, по словам педагогических психологов, начала развивать свою способность к сильным эмоциональным привязанностям. Когда она командует им как «его учитель», она практикуется в том, как управлять своими эмоциями через притворство. Когда они погружаются в настольную игру, она узнает о правилах и поочередном участии.
«Игра во всем своем богатом разнообразии является одним из самых высоких достижений человечества, – говорит доктор Дэвид Уайтбред, профессор педагогического факультета Кембриджского университета. – Она закладывает фундамент нашего развития как интеллектуальных, умеющих решать проблемы, эмоциональных взрослых и имеет решающее значение для нашего преуспевания в качестве легко адаптирующегося вида».
Признание важности игры не ново: более двух тысячелетий назад Платон превозносил её достоинства как средства развития навыков для взрослой жизни, а идеи об игровых формах обучения развивались с XIX века.
Но мы живем в эпоху перемен, и профессор Уайтбред говорит о снижении роли игры во всем мире. «Более половины населения мира живет в городах. Игра ограничивается вследствие представлений о риске, связанном с дорожным движением, преступностью, похищениями и микробами, а также акцентом на «лучше раньше» в академическом обучении и конкурсных экзаменах в школах».
«Возможности для свободной игры, которые были у меня в детстве почти каждый день, становятся все более скудными. Сегодня игра зачастую является запланированной и контролируемой деятельностью».
Международные организации, такие как ООН (Организация Объединенных Наций) и ЕС (Европейский союз), начали разрабатывать политику, касающуюся права детей на игру, и рассматривать задачи возможности отдыха и образовательных программ. Но чего им часто не хватает – это фактических материалов, которые можно было бы взять за основу политики, объясняет Уайтбред: «Те из нас, кто занимается дошкольным образованием, знают, что дети лучше обучаются с помощью игры, и что это потом имеет дальнейшие последствия для достижения успеха и благополучия. Но трудно получить тяжело поддающиеся количественной оценке доказательства, которые понимаются нашими политиками. Изучение игры непросто и сложно по своей сути».
«Мы заинтересованы в спонтанном и непредсказуемом виде игры, который инициируется самим ребенком, но, как только вы попросите пятилетнего ребенка «поиграть», вы вмешиваетесь в игру в качестве исследователя, – объясняет доктор Сара Бэйкер. – И мы хотим знать, какое влияние оказывает игра спустя годы, и даже десятилетия. В этом состоит серьёзная трудность».
Доктор Дженни Гибсон соглашается: «Несмотря на то, что некоторые из шагов в загадке, как и почему игра имеет важное значение, уже изучены, существует очень мало достоверных фактов, которые свидетельствуют о том, какие виды игры и в каком объеме оказывают влияние на всю последующую жизнь ребенка».
Теперь, благодаря новому Центру исследований по игре в образовании, развитии и обучении, Д. Уайтбреду, С. Бэйкер, Дж. Гибсон и команде исследователей, мы надеемся предоставить доказательства того, какую роль играет игра в процессе развития ребенка.
«Большая возможность заключается в том, что игра способствует раннему развитию детского самоконтроля, – поясняет доктор Бейкер. – Это наша способность развивать понимание наших собственных процессов мышления – это влияет на то, насколько эффективно мы занимаемся сложной деятельностью».
В исследовании, проведенном Сарой Бейкер с детьми ясельного и младшего дошкольного возраста, она обнаружила, что дети с более высоким уровнем самоконтроля быстрее справляются с решением задач при изучении незнакомой им структуры, требующей научных рассуждений, независимо от уровня их IQ. «Подобные данные и факты заставляют нас задуматься о том, что предоставление детям возможности поиграть в конечном итоге сделает их более успешными и креативными решателями проблем и задач».
Если игровой опыт действительно облегчает этот аспект развития, говорят исследователи, это может быть чрезвычайно важным для образовательных практик, потому что способность к самоуправлению показала, что она является ключевым средством прогнозирования академической успеваемости.
Дж. Гибсон добавляет: «Поведение в игре является также важным показателем здорового социального и эмоционального развития. В своих предыдущих исследованиях я изучала, как наблюдение за детьми в игре может дать нам важную информацию о состоянии их здоровья и самочувствия, и даже может быть полезным в диагностике нарушений нервно-психического развития, таких как аутизм».
Недавние исследования профессора Уайтбреда включали разработку игрового подхода в обучении детей письму. «Многим детям младшего школьного возраста сложно даётся письмо, но в предыдущем исследовании мы показали, что игровой стимул был гораздо более эффективным, нежели учебный». Дети писали более длинные и более структурированные истории, когда они сначала играли с куклами, представляющими персонажей в этих историях. В последнем исследовании дети сначала построили свою историю с помощью конструктора LEGO с аналогичными результатами. «Многие учителя отметили, что раньше у них всегда были дети, которые говорили, что не знают, о чём писать. Однако при использовании конструктора LEGO ни один ребенок не сказал об этом в течение всего года, на протяжении которого осуществлялся проект».
«Так или иначе, важность игры была утеряна в последние десятилетия. Она рассматривается как нечто тривиальное или даже негативное, что резко отличается от «работы» — заключает профессор Уайтбред. «Давайте не будем забывать о её преимуществах и огромном вкладе, который она вносит в достижения человечества в области искусства, науки и техники. Давайте позаботимся о том, чтобы у детей был богатый рацион игрового опыта».
Источник: http://www.cam.ac.uk/research/features/plays-the-thing
Перевод с английского — Н.Г. Суполкина,
специально для Института аналитических исследований
и современного образования.