Программа курса
Психология индивидуальности
- общее понятие о психологии; роль психологических знаний в разных сферах жизнедеятельности человека;
- личность; структура личности; самосознание; самооценка и ее роль в жизни человека; «Я-концепция» и ее роль в жизни личности;
- темперамент; психологические особенности типов темперамента; роль темперамента в жизнедеятельности личности;
- интроверты и экстраверты (особенности функционирования в социуме; сильные и слабые стороны);
- характер; как черты характера определяют отношения человека с окружающим миром; акцентуированные черты характера; как формируется характер в детстве; меняется ли характер в процессе жизни;
- что такое личностный рост; личностный потенциал, движущие силы развития личности; самоактуализация личности.
Психология общения и межличностных отношений
- основы эффективного межличностного общения;
- механизмы взаимопонимания (эмпатия, идентификация, атракция, рефлексия и т.д.);
- коммуникативные барьеры и психологические трудности в общении (что мешает достичь взаимопонимания);
- невербальное общение (о чем говорят жесты и мимика собеседника);
- пути преодоления проблем в общении и способы развития коммуникативной компетентности;
- психологическое влияние в процессе общения; виды психологического влияния (убеждение, внушение, заражение, принуждение и т.д.); защита от манипуляций в общении.
Психология семейной жизни
- понятие семьи, функции семьи, семейные роли;
- основы семейного благополучия; внешние и внутренние факторы успешности семейных отношений; основные практические навыки, необходимые для построения семьи и поддержания семейного благополучия;
- динамика семейных проблем; брачная адаптация, интимность, автономия партнеров; особенности отношений доминирования, равноправия и сотрудничества в семье.
- специфика семейного общения; ошибки общения; условия успешного межличностного общения; мужские и женские черты, которые обеспечивают успешность брачных отношений.
- причины семейных конфликтов и способы их преодоления.
Психология детско-родительских отношений
- общее представление о детско-родительских отношениях; психология детско-родительского общения;
- проблемы общения родителей с детьми разного возраста и пути их преодоления;
- возрастные кризисы детей (как быть готовым);
- как родительские позиции и характер детско-родительских отношений влияет на развитие личности ребенка;
- противоречивые родительские послания и формирование жизненного сценария ребенка.
Направления психотерапии
- психоанализ;
- гештальт-терапия;
- когнитивно-поведенческая терапия;
- арт-терапия
- символдрама;
- психодрама;
- транзактный анализ.
Психология межличностных конфликтов
- понятие межличностного конфликта, структура и функции;
- типология и основные причины межличностных конфликтов;
- конфликты на рабочем месте; тактика поведения в конфликтной ситуации;
- агрессия в конфликте; как вести себя с агрессивным человеком;
- понятие пассивной агрессии, признаки пассивно-агрессивного поведения и как вести себя с пассивным агрессором.
Психология успешной деловой коммуникации
- культура межличностных отношений в деловой сфере;
- навыки, необходимые для успешной работы в команде;
- роль социального и эмоционального интеллекта в деловом общении;
- психологические основы коммуникации руководителя и подчиненных, а также специфика общения с клиентами и партнерами по бизнесу;
- гендерные особенности деловой коммуникации..
Психология эмоций
- понятие эмоций; спектр эмоций человека; почему важно понимать и называть свои чувства;
- как эмоции влияют на поведение человека; как управлять своим эмоциональным состоянием;
- негативные эмоции и их влияние на психическое и соматическое состояние человека; как справиться с негативными эмоциями;
- как реагировать на сильные эмоции близких (когда близкий человек агрессивен, в гневе, в скорби, в депрессии и т.д.); «Не страдай, меня это ранит!» (запрет на выражение чувств близкого человека и чем он опасен).
Психология стрессовых ситуаций
- стресс, реакция психики на разных уровнях на стресс, взаимодействие эмоций, мыслей и поведения;
- экспресс-техники для стабилизации эмоционального состояния в стрессовых ситуациях;
- наращивание стойкости: навыки контроля себя в неконтролируемой ситуации.