Почему время, проведенное перед экраном, делает ваших детей капризными, подавленными, ленивыми и как этого избежать

Виктория Данклей —  одна из ведущих детских психиатров Америки, автор книги «Reset Your Child’s Brain», дипломированный специалист Американского совета по психиатрии и неврологии, Американской академии детской и подростковой психиатрии и Американского совета интегративной холистической медицины, является консультантом в школах и судах и уделяет особое внимание физиологическому воздействию экранного времени на развивающуюся нервную систему.               
Дети или подростки, которые «чересчур возбуждены» и склонны к вспышкам гнева или же наоборот, подавлены и апатичны, стали обычным, распространённым явлением, вызывающим тревогу. Хронически раздражительные дети часто находятся в состоянии аномально высокого возбуждения и могут казаться «нервными и усталыми». То есть они возбуждены, но истощены. Поскольку хронически повышенная активация влияет на память и способность налаживать отношения, у таких детей, вероятно, также будут трудности в учёбе и в социальном плане.

В какой-то момент ребенку с такими симптомами могут поставить диагноз психического расстройства, такой как глубокая депрессия, биполярное расстройство или синдром гиперактивности с дефицитом внимания, и предложат соответствующие методы лечения, включая терапию и применение лекарственных препаратов. Но часто эти методы лечения работают не очень хорошо, и негативная тенденция продолжается.

Что же происходит?

И родители, и врачи могут ошибаться. То есть, они пытаются лечить то, что выглядит как хрестоматийный пример психического расстройства, но не учитывают и не устраняют наиболее распространенную причину таких симптомов, связанную с окружающими условиями,– ежедневное  использование электронных устройств.

 Успешное лечение ребенка с дисрегуляцией настроения сегодня требует методического устранения использования любой электроники в течение нескольких недель – «запрет электроники» – что позволит нервной системе «перезагрузиться».

Если всё сделано правильно, такое вмешательство может привести к улучшению сна, более бодрому и ровному настроению, улучшению внимания и организованности, а также увеличению физической активности. Улучшается умение переносить стресс, поэтому уменьшается частота и степень тяжести нервных срывов. Ребенок начинает получать удовольствие от привычных ему вещей, больше тянется к природе, возвращается воображаемая или творческая игра. У подростков и молодёжи наблюдается повышение самостоятельности поведения – полная противоположность апатии и безнадежности.

В то же время запрет электроники снижает или устраняет необходимость в медикаментах, предлагая другие более эффективные методы лечения. Улучшенный сон, больше физических упражнений и больше живого общения с другими приносят свои плоды – устойчивую позитивную  тенденцию! После запрета, после того, как мозг будет «восстановлен и перезапущен», родители могут чётко определить, сколько времени ребенок может пользоваться электронными устройствами, чтобы не допустить возврата симптомов.

Почему же такое вмешательство настолько эффективно? Потому что оно полностью изменяет большую часть физиологической дисфункции, вызванной ежедневным временем, проведенным перед экраном.

Детский мозг гораздо более чувствителен к использованию электроники, чем мы думаем. На самом деле требуется совсем немного электронной стимуляции, чтобы сбить с пути чувствительный и все еще развивающийся мозг.

Кроме того, многие родители ошибочно полагают, что интерактивное экранное время – использование Интернета или социальных сетей, текстовые сообщения, электронная почта и игры – не вредны, особенно по сравнению с пассивным временем, проведенным у экрана, например просмотр телевизора.

На самом деле, это интерактивное время, скорее всего, станет причиной сонливости, когнитивных проблем и проблем с настроением, потому что оно, с большей долей вероятности, спровоцирует перевозбуждение и компульсивность.

Вот шесть физиологических механизмов, объясняющих, как электроника может привести к нарушению настроения:

Экранное время нарушает сон и десинхронизирует биологические часы

Поскольку свет от экранных устройств имитирует дневное время, он подавляет мелатонин, сигнал сна, исходящий от темноты. Всего несколько минут экранной стимуляции могут задержать выработку мелатонина на несколько часов и десинхронизировать биологические часы.

Как только биологические часы нарушаются, возникают другие всевозможные нездоровые реакции, такие как дисбаланс гормонов и воспаление мозга. Кроме того, высокий уровень возбуждения не позволяет запустить процесс глубокого сна, а глубокий сон – это то, с помощью чего мы исцеляемся.

Время, проведенное у экрана, уменьшает чувствительность системы получения удовольствий головным мозгом

Многие дети «подсели» на электронику, и на самом деле посредством игры вырабатывается много дофамина (гормона удовольствия) – химического «хорошего настроения», что при сканировании мозга выглядит так же, как использование кокаина. Но когда имеет место чрезмерное использование способов получения удовольствия, чувствительность уменьшается, и для получения удовольствия требуется все больше стимуляции.

Экранное время создает «свет в ночное время»

В многочисленных исследованиях свет в ночное время от электроники связывался с депрессией и даже с риском самоубийства. На самом деле, исследования на животных показывают, что воздействие экранного света до или во время сна вызывает депрессию, даже когда животное не смотрит на экран.

Иногда родители неохотно ограничивают использование электроники в спальне ребенка, потому что они беспокоятся, что ребенок впадёт в состояние отчаяния, но на самом деле удаление света в ночное время является защитным.

Время, проведенное у экрана, вызывает стресс-реакции

Как острый стресс (борьба-бегство), так и хронический стресс вызывают изменения в химическом составе головного мозга и гормонов, что может усилить раздражительность. Действительно, кортизол, гормон хронического стресса, по всей вероятности, является одновременно причиной и следствием депрессии, создавая порочный круг.

Экранное время перегружает сенсорную систему, нарушает внимание и истощает психические резервы

Эксперты говорят, что часто за взрывным и агрессивным поведением стоит плохая концентрация внимания. Когда страдает внимание, то же самое происходит и со способностью обрабатывать информацию внутренней и внешней среды, поэтому небольшие требования становятся большими.

Истощая умственную энергию высокими визуальными и когнитивными затратами, экранное время способствует снижению резервов. Один из способов временно «оживить» истощенные запасы – рассердиться, так что срывы фактически становятся механизмами психологической адаптации, приспособления.

Время, проведенное у экрана, снижает уровень физической активности и воздействие «зеленого времени»

Исследования показывают, что время, проведенное на открытом воздухе, особенно взаимодействие с природой, может восстановить внимание, снизить стресс и уменьшить агрессию. Таким образом, время, проведенное с электроникой, уменьшает воздействие естественных «улучшителей» настроения.

В сегодняшнем мире может показаться невероятным такое резкое ограничение использования электроники. Но когда дети переживают сложный период, мы не приносим им никакой пользы, оставляя электронику на месте и надеясь, что они сами смогут использовать ее  в «умеренных дозах». Это просто не работает. Напротив, путем строгого запрета, мы помогаем нервной системе ребенка вернуться к более естественному состоянию и этим мы можем сделать первый шаг, помогая ребенку стать спокойнее, сильнее и счастливее.

Источник: https://www.psychologytoday.com/blog/mental-wealth/201508/screentime-is-making-kids-moody-crazy-and-lazy

Перевод с английского — Н.Г.Суполкина,
специально для Института аналитических исследований
и современного образования.